ISSN 2076-7099
Dubna Psychological Journal
Подписаться на RSS-новости журнала
Loading
Главная страница / HomeО журнале
Aims and Scope
Авторам
Instructions for Authors
Редколлегия
Editorial Team
Текущий номер
Current Issue
Архив номеров
Previous Issues
Наши авторы
Contributors
Интервью
Interviews
Монографии
Monographs
  Интервью с Алексеем Сергеевичем Кузнецовым

Скачать это интервью в формате PDF (514.51 КБ)

9 апреля 2012 года

О ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ВЕБ-САЙТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА УНИВЕРСИТЕТА «ДУБНА»

Алексей Сергеевич Кузнецов - бакалавр техники и технологии, специалист в области веб-аналитики, программист лаборатории экспериментальной психологии кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна».

E-mail: psyanima@gmail.com

– Здравствуйте, уважаемый Алексей Сергеевич, спасибо за любезное согласие дать интервью для читателей Психологического журнала университета «Дубна».

– Здравствуйте, уважаемая Дарья Викторовна.

– Алексей Сергеевич, как Вы стали заниматься журнальным сайтом?

– Осенью 2008 года у меня была встреча с Мещеряковым Борисом Гурьевичем. Мы общались на различные темы, и во время нашей беседы Борис Гурьевич, зная мою любовь и увлечённость к компьютерным наукам и Интернет-технологиям, рассказал мне об электронном журнале. Мне эта идея очень понравилась, потому что предполагалось сделать бесплатный журнал, который был бы открыт для всех! Сегодня наука глобальна, а Интернет позволяет бороться с «тиранией географии», сближая между собой учёных из разных стран мира, как будто все они находятся в одной общей комнате или на одной совместной конференции и т.д. Тем самым телекоммуникационные технологии и Интернет позволяют сближать людей и способствуют ускорению обмена информацией между всеми участниками данного взаимодействия. Поэтому идея создания бесплатного электронного, а не печатного журнала, мне понравилась, и я решил внести свою лепту в это общее и полезное дело.

– Чем Вы руководствовались при создании журнального сайта?

– Минимализмом и удобством.

– А если немного поподробней рассказать?

– Сам журнальный сайт не является самоцелью, он является посредником (интерфейсом) между нашими читателями и публикациями. Поэтому был сделан акцент на создание простого и удобного интерфейса без всяких излишеств в виде увесистого графического контента и ненужных элементов с функциональной точки зрения. Собственно, в этом и заключается минимализм, а удобство заключается в том, чтобы посетитель журнального сайта смог за меньшее число шагов (переходов по страницам сайта) и без лишних нервов найти нужную информацию. Помимо этого, для визуальной узнаваемости нашего журнала была создана его обложка, которую можно использовать на сторонних сайтах в качестве ссылки на сайт нашего журнала и/или для привлечения внимания посетителя к информации, относящейся к нашему журналу.

– А какой семантический посыл несёт в себе обложка журнала?

– Это очень глубокий вопрос с философской точки зрения… На обложке журнала можно выделить три блока: зелёный цвет, картинку с изображением галактики и изображенной поверх этой картинки надписи «психея», по бокам которой находятся портреты двух древнегреческих философов Платона и Аристотеля. Что касается зелёного цвета, то одно из его семантических значений связано с природой, а в полном названии университета «Дубна» присутствует слово «природа». Помимо этого, главной фигурой флага города Дубна является дуб, который изображён в зелёном цвете. Поэтому зелёный цвет на обложке нашего журнала имеет своё символическое значение.

Если говорить о картинке с изображением галактики, то галактика является частью космоса. В свою очередь космос олицетворяет собой необъятное, завораживающее, он таит в себе тайны. Аналогично и психологическая наука завораживающая, необъятная в своих изысканиях, а человеческая психика настолько многогранна и сложна, что таит в себе множество тайн. Тем самым картинка с изображением галактики подчёркивает многогранность и сложность вопросов, затрагиваемых авторами нашего журнала.

Что касается слова «психея», то в древнегреческой мифологии так называлась, заметьте, молодая девушка с крылышками бабочки, которая олицетворяла человеческую душу, фактически уже тогда интерес и стремление к познанию человеческой души закладывали кирпичики для становления психологической науки. Об этом в своё время справедливо заметил немецкий психолог Герман Эббингауз, сказав: «У психологии длинное прошлое, но короткая история».

По поводу портретов двух древнегреческих философов, то Платон основатель объективного идеализма, в рамках которого он затрагивает многие психологические проблемы, доказывая независимость души от тела. В свою очередь, Аристотель доказывает взаимосвязь души и тела, где душа не самостоятельная сущность, а форма организации живого тела. Его трактат «О душе» считается первым специальным сочинением по психологии, а сам Аристотель по праву считается основоположником психологии как науки, потому что он заложил глубокие основы естественно-научного подхода к изучению психики. Таким образом, в надписи слова «психея», по бокам которой находятся портреты двух древнегреческих философов Платона и Аристотеля есть свой символизм.

В нашем случае под словом «психея» можно понимать психологическую науку, а портреты Платона и Аристотеля олицетворяют противоположные взгляды учёных по тем или иным психологическим вопросам. В этом смысле, если говорить о нашем журнале, то он, действительно, открыт для всех. Потому что в нём могут быть опубликованы абсолютно различные публикации, даже если взгляды авторов по тем или иным вопросам не совпадают со взглядами членов редколлегии нашего журнала. Главное, чтобы публикация имела научный уровень изложения, а именно, имела научную новизну, информативность, обоснованность и доказательность теоретических положений, логичность умозаключений, надёжность и валидность методов и фактов.

– Изменилось ли Ваше видение развития журнального сайта со времени опубликования самого первого номера журнала? И каким, на Ваш взгляд, сегодня должен быть журнальный сайт?

– Разумеется, моё видение развития журнального сайта со времени опубликования самого первого номера журнала изменилось. Тем более на тот момент времени, когда мы опубликовали первый номер журнала за 2008 год, я не обладал аналитическими данными. Да и задача заключалась в создании простого интерфейса между читателями нашего журнала и публикациями.

Сейчас на журнальный сайт я смотрю не просто как на интерфейс, а как на часть экосистемы Интернета. Вы меня можете спросить, что я подразумеваю под экосистемой Интернета? Под экосистемой Интернета я подразумеваю в широком смысле этого слова функционирование Интернета. Попробую всё это пояснить. Что такое Интернет? Если не вдаваться в технические нюансы, то Интернет можно определить как сеть сетей. В свою очередь, если говорить о Вебе, видимая часть которой представляет собой множество всех сайтов в Интернете, то Веб является распределённой системой на базе инфраструктуры Интернета. Иными словами Интернет и Веб не синонимы – помимо сайтов на базе Интернета работают почтовые службы, службы передачи файлов, службы VoIP и др. Но для многих людей Веб стала синонимом Интернета, и это не удивительно. Потому что через Веб можно отправлять и получать электронную почту, просматривать видео, слушать музыку, делиться файлами и т.д. Именно благодаря такой интеграции служб и сервисов Интернета Веб стала очень популярна, а для многих людей Интернет и Веб стали синонимом.

При этом в Интернете, по данным мониторинговой компании Netcraft на март 2012 года насчитывается 644 млн. сайтов (http://news.netcraft.com/archives/2012/03/05/march-2012-web-server-survey.html). Такое количество ресурсов в Интернете представляло бы собой мусор, если бы не существовало поисковых и мониторинговых систем. Поэтому технологии поиска и анализа данных в Интернете занимают наиважнейшую нишу в экосистеме Интернета. Сегодня немалая доля пользователей Интернета пользуются социальными сетями, входит в различные Интернет-сообщества, поэтому источники нахождения информации в Интернете значительно расширены.

Так как сайт журнала является частью экосистемы Интернета, то это означает, что он должен быть представлен в различных источниках информации: в социальных сетях, в блогах, в индексах поисковых систем и т.д. Ведь главная задача журнала заключается в его доступности для всех наших потенциальных читателей. Поэтому сегодня журнальный сайт должен быть более открытым, через взаимодействия с социальными сетями, Интернет-сообществами и крупными проектами по психологии.

– На журнальном сайте есть счётчик, показывающий количество посещений, Вы можете подробнее рассказать, кто посещает журнальный сайт? Много ли посетителей из-за рубежа?

– Что касается счётчика, то на самом деле наибольшее значение имеют не количественные, а качественные показатели. Важно не просто само посещение, важно то, насколько журнальный сайт был полезен и интересен для посетителя. Нашёл ли наш посетитель на журнальном сайте то, что искал? Первый ли раз он посещает журнальный сайт? Какими технологиями он пользуется? Откуда наш посетитель узнал о нашем журнале? И так далее. На журнальном сайте для выявления как количественных, так и качественных показателей используется Google Analytics. Если не вдаваться в нюансы, то журнальный сайт посещают из разных уголков нашей планеты. В табл.1 представлено количество посещений за период с 1 января 2012 года по 31 марта 2012 года.

Таблица 1
Количество посещений
за период 01.01.2012-31.03.2012

Страна

Количество посещений

Россия

1945

США

177

Канада

102

Украина

96

Беларусь

47

Южная Корея

40

Германия

35

Бразилия

34

Австралия

20

Великобритания

18

Финляндия

16

Казахстан

15

Франция

13

Швейцария

8

Эстония

8

Австрия

6

Латвия

6

Уругвай

5

Израиль

4

Другие страны

159

При этом из этих посещений 63,58% посещений относятся к вернувшимся посетителям, а 36,42% посещений к новым посетителям (табл.2).

Таблица 2
Соотношение вернувшихся посетителей к новым посетителям
за период 01.01.2012-31.03.2012

Тип посетителя

Количество посещений

Процент

Вернувшиеся посетители

1751

63,58%

Новые посетители

1003

36,42%

Разумеется, к этим данным не нужно относиться некритически, их нужно рассматривать для выявления общей тенденции и для соотношения с другими количественными и качественными показателями. Потому что можно пользоваться Интернетом, например, находясь в Москве, а Google Analytics при этом может определить совсем другое местоположение. Это будет связано с тем, что посетитель из Москвы может пользоваться всякими «хитрушками»: веб-анонимайзерами, прокси-серверами или использовать зарубежного Интернет-провайдера… Аналогично, тип посетителя (вернувшийся или новый) определяется при помощи куки (cookie), которые, во-первых, привязываются к конкретному веб-браузеру, а во-вторых, их поддержка веб-браузером может быть отключена на клиентской стороне. То есть Google Analytics работает с клиентским приложением, а это означает, что если два разных человека зайдут с одного и того же компьютера, используя один и тот же веб-браузер с поддержкой куки, то для Google Analytics это будет вернувшийся посетитель, а не два новых посетителя.

– Как Вы видите будущее развитие журнального сайта?

– Если затрагивать технический вопрос, то новая версия журнального сайта будет верстаться блоками, с чётким разделение структуры от оформления. Кроме того, новая версия журнального сайта будет кроссбраузерной и ещё более юзабильной. Если вести речь о философии развития самого журнала, то я бы не исключал идею создания рубрики «Новости из мира психологии», где бы публиковались обзоры с психологических конференций, симпозиумов, психологические новости. Помимо этого сайт журнала может быть представлен на разных языках.

– Спасибо за интервью!

Интервью взяла Ющенкова Дарья Викторовна

Главная страница / HomeО журнале
Aims and Scope
Авторам
Instructions for Authors
Редколлегия
Editorial Team
Текущий номер
Current Issue
Архив номеров
Previous Issues
Наши авторы
Contributors
Интервью
Interviews
Монографии
Monographs