ISSN 2076-7099
Dubna Psychological Journal
Подписаться на RSS-новости журнала
Loading
Главная страница / HomeО журнале
Aims and Scope
Авторам
Instructions for Authors
Редколлегия
Editorial Team
Текущий номер
Current Issue
Архив номеров
Previous Issues
Наши авторы
Contributors
Интервью
Interviews
Монографии
Monographs
  Интервью с Натальей Геннадьевной Михайловой

Скачать это интервью в формате PDF (537.75 КБ)

3 ноября 2012 года

КОУЧИНГ-ПОДХОД В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наталья Геннадьевна Михайлова - сертифицированный коуч ICU, ассистент кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна».

E-mail: nat3886@yandex.ru

– Здравствуйте, уважаемая Наталья Геннадьевна, спасибо за любезное согласие дать интервью для читателей Психологического журнала университета «Дубна».

– Здравствуйте, уважаемый Алексей Сергеевич.

– Вы преподаете не так давно, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

– Действительно, преподавательской деятельностью я занимаюсь всего третий год и все это время «экспериментирую» с формами подачи материала и организацией учебного процесса для своих студентов. Я стремлюсь сделать обучение более интересным и эффективным для них. Оказавшись внутри нашей системы высшего образования, я вижу и ощущаю некоторые ее дефициты, о которых, на самом деле, говорят уже давно. Это и предложение студентам готовых шаблонов, которые они должны принять, и стандартные программы, и устоявшиеся формы работы и контроля. Иногда мне бывает крайне сложно добиться от студентов их собственного мнения по каким-то вопросам. Они боятся сказать «что-то не то». В большинстве случаев молодые люди являются лишь объектами педагогического воздействия, а не субъектами обучения. Но ведь задача образования заключается не только в усвоении определенного объема необходимых профессиональных знаний и умений, но и в овладении способами самостоятельного поиска информации, решения нестандартных профессиональных и личных задач. Чтобы сделать учебный процесс более эффективным, я использую в своей работе инструменты коучинга.

– Можете рассказать подробнее о методе коучинга и, в частности, о его возможном применении в преподавательской деятельности?

– С удовольствием! Коучинг – это один из видов консультирования, а также современный продвинутый подход к развитию и обучению. Цель коучинга — помогать человеку учиться, раскрыть свой потенциал, развить навыки, улучшить свои результаты в разных сферах жизни. Коучинг работает с личностью! Именно развитие личности часто упускается из виду в ВУЗах. И если обучение студентов-психологов предполагает изучение и познание себя, личностный рост, то на других направлениях и факультетах этот очень важный момент чаще всего совсем игнорируется.

Но давайте вернемся к методу. В контексте нашего разговора, оптимальным определением коучинга будет «процесс, способствующий реализации обучения и развития и, следовательно, усовершенствованию компетентности и профессиональных навыков обучающегося».

Основной инструмент коучинга – это определенным образом сформулированные открытые вопросы. Вопросы, которые заставляют думать и позволяют получать очень важные ответы. Именно этот инструмент я чаще всего использую. Например, на первом занятии всегда спрашиваю студентов, что они ожидают от нашей совместной работы, что им хотелось бы получить и что им это даст, а главное, зачем им это нужно? Рассказывая о том, что мы будем изучать на курсе, я спрашиваю, как они смогут использовать полученные знания и навыки в своей будущей профессиональной деятельности и в жизни? Также для меня важно прояснить, какие формы подачи материала им больше всего интересны, что их мотивирует на активную работу в процессе обучения, а что – наоборот, снижает заинтересованность и включенность, и почему. Получается, что я нахожусь в постоянном диалоге с ними и, своего рода, совместном творческом процессе. Часто это бывает очень увлекательно. Но это лишь один маленький пример. Конечно, возможности коучинга значительно шире и инструментов существует гораздо больше.

Я бы сказала, что внедрение коучинг-подхода в образование по сути является формированием новой модели обучения, основанной на принципе стимулирования самообучения. Таким образом, мы можем усовершенствовать традиционные методы, используемые в ВУЗах десятилетиями.

– Что Вы предполагаете под «усовершенствованием традиционных методов обучения»?

– Я имею в виду формирование личных и профессиональных навыков, а также управление процессом самообучения.

Согласно традиционным представлениям, вся ответственность за обучение студента лежит на плечах преподавателя. Но уже давно доказано, что обучение и развитие будут эффективными только тогда, когда человек сам принимает на себя ответственность за результаты. Один из наиболее важных результатов коучинга – это повышение осознанности и ответственности. Чем выше уровень уверенности и осознанности студента, тем выше будет его мотивация к использованию возможностей обучения и к принятию ответственности за повышение своего профессионального уровня. Еще один немаловажный момент – фокус на будущем, на том, к чему он хочет стремиться, кем он хочет стать.

– А это не противоречит принципу «здесь и сейчас», о котором часто говорят психологи?

– Нет. Я сейчас поясню. Задумываясь о будущем, мы не можем не принимать во внимание наше настоящее. Коучинг помогает осознать здесь и сейчас наши потребности, желания и ценности, проанализировать наше поведение, а также прояснить наши ресурсы, возможности и ограничения в данный момент. Все это в сочетании с видением своего будущего позволяет перестроиться и начать что-то делать по-другому. А коуч (или в нашем случае, преподаватель) помогает придерживаться выбранного направления, при этом делясь со студентами своими знаниями и опытом.

Мне нравится формулировка Мерилин Аткинсон: «Коучинг – это метод построения способностей». Коучинг помогает быстрее развивать людей, способствуя осознанию ими своих навыков, умений, сильных и слабых сторон.

Я с уверенностью могу сказать, что у наших студентов довольно высокий потенциал, большинство просто не умеет эффективно его использовать. Кроме того, более 90% студентов не задумывались о том, чего они хотят, лишь единицы ставят себе цели на будущее.

– Резюмируя все сказанное, как можно сформулировать основную задачу, которую помогает решить коучинг-подход?

– Обучение в стиле коучинг – это создание настоящей атмосферы активного обучения, как определяющего фактора его эффективности.

– Скажите, пожалуйста, а существует ли опыт успешного внедрения коучинг-подхода в образовании?

– В высшем образовании – не знаю, а в школьном – имеется. Интересная история с внедрением коучинговых технологий в норвежских школах. В 2002 году одна школа-гимназия была исключена властями из списка школ, но получила шанс на исправление и за 3 года стала одной из лучших школ Норвегии (о чем было заявлено официально). С учителями проводились обучающие мероприятия: развивающие коучинговые встречи, регулярные тренинги, а также индивидуальный и командный коучинг в течение двух лет. Затем проект «Коучинг в образовании» стал развиваться уже в более широких масштабах, подключились другие школы. Эксперты одной из независимых компаний проводили собственную оценку работы педагогов и пришли к выводу, что учителя, которые задают ученикам больше открытых вопросов, создают более высокий уровень обучающей активности в классе. Положительную оценку работе учителей дали и родители школьников.

В последние годы программа работает уже на государственном уровне. Проводятся тендеры, относящиеся к коучингу в школах. Так что, думаю, мы смело можем использовать опыт норвежских коллег не только в среднем, но и в высшем образовании, конечно, учитывая при этом специфику отечественной традиционной системы. Тем более, что сейчас в нашей стране уже достаточно высококвалифицированных специалистов-коучей, которые могли бы поучаствовать в подобном проекте.

– Спасибо за интервью!

– Вам спасибо! Интервью – это хорошая возможность упорядочить и сформулировать мысли.

Интервью взял Кузнецов Алексей Сергеевич

Главная страница / HomeО журнале
Aims and Scope
Авторам
Instructions for Authors
Редколлегия
Editorial Team
Текущий номер
Current Issue
Архив номеров
Previous Issues
Наши авторы
Contributors
Интервью
Interviews
Монографии
Monographs