ISSN 2076-7099
Dubna Psychological Journal
Подписаться на RSS-новости журнала
Loading
Главная страница / HomeО журнале
Aims and Scope
Авторам
Instructions for Authors
Редколлегия
Editorial Team
Текущий номер
Current Issue
Архив номеров
Previous Issues
Наши авторы
Contributors
Интервью
Interviews
Монографии
Monographs
2013, №2

Содержание номера / Table of Contents

Статьи / Articles

Стр./Pp.

Скачать / Download

Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г.
Петр Иванович Зинченко (1903-1969): его жизнь и труды

1-23

pdf  

 

Рассматриваются основные биографические сведения о советском психологе П.И. Зинченко, его роль в Харьковской психологической школе и развитии деятельностного подхода. Представлен анализ основных работ П.И. Зинченко по психологии памяти. Делается вывод, что теоретический и экспериментальный потенциал исследований П.И.Зинченко позволяет считать этого ученого одним из создателей деятельностного подхода к познавательным процессам, открывшим многие фундаментальные мнемические эффекты, которые значительно позже были “переоткрыты” в когнитивной психологии (в том числе эффект генерации и эффект глубины обработки).

 

 

 

Zinchenko V.P., Meshcheryakov B.G.
Peter Ivanovich Zinchenko (1903-1969): His Life and Works

24

pdf  

Гончаров О.А., Романов С.Г.
Категориальные эффекты различения цветов. Часть 1. Лингвистический аспект

25-41

pdf  

 

В трех частях данной статьи будет представлена серия исследований категориального восприятия цвета. В первой части описываются лингвистические особенности различения цветов русскими, коми и удмуртскими испытуемыми. Во всех четырех исследованиях выявляется категориальный эффект – межкатегориальное различение производится быстрее, чем внутрикатегориальное. Различия в системе цветообозначений, принятые в разных языках оказывают влияние на скорость различения цветов. Возрастная динамика меж- и внутрикатегориального различения цветов подвержена существенным изменениям. Наибольшие различия наблюдаются в младшем школьном возрасте, но они постепенно уменьшаются к среднему и старшему школьному возрасту. Ни в одном исследовании не выявлен эффект преимущественной обработки межкатегориальных цветовых стимулов в правом полуполе зрения (левом полушарии мозга), что противоречит данным ряда зарубежных исследований.

 

 

 

Goncharov O.A., Romanov S.G.
Categorical effects of color discrimination. Part 1. The linguistic aspect.

42

pdf  

Назаров А.И.
Ассоциации без ассоцианизма

43-77

pdf  

 

Понятию ассоциации придаётся новый (в отличие от классического) смысл: ассоциация рассматривается не как исходный и единственный принцип организации психических процессов, а как их естественная (натуральная) форма, которую они приобретают на конечной стадии своего формирования и без которой невозможно их оперативное функционирование в составе деятельности индивида. На примере серийных тематических ассоциаций показано, что ассоциативный ряд строится не по законам семантического сходства или совпадения во времени двух или нескольких событий, а представляет собой результат умственного манипулирования образом, который активируется названием темы и создаётся в релевантном ей жизненном опыте индивида. Анализируются некоторые свойства ассоциативной динамики, в которых отражаются индивидуальные особенности оперирования элементами активного субъектного знания.

 

 

 

Nazarov A.I.
Associations without associanism

78

pdf  

Мещеряков Б.Г.
Скрытое опознание и неосознаваемый эмоциональный эффект лиц

79-105

pdf  

 

Экспериментальные исследования феномена скрытого опознания лиц у пациентов с прозопагнозией и у нормальных испытуемых анализируются совместно с исследованиями неосознаваемого эмоционального эффекта лиц. Эти исследования рассматриваются с точки зрения гипотез первовидения (Е.Ю. Артемьева, 1980) и аффективного первенства (Р. Зайонц, 1980), которые предполагают, что в микрогенезе восприятия первичная эмоциональная оценка объекта (смысл, ценность) предшествует его осознанному опознанию (значение). Существующие экспериментальные доказательства скрытого опознания идентичности лиц у нормальных испытуемых не являются полностью убедительными и однозначными. Гораздо более убедительны доказательства многофакторного неосознаваемого эмоционального эффекта лиц.

 

 

 

Meshcheryakov B.G.
The covert recognition and unconscious emotional effect of faces

106

pdf  

Мелёхин А.И.
Репрезентация времени детьми дошкольного возраста в норме и при задержке психического развития

107-119

pdf  

 

В статье описывается вклад современных отечественных и зарубежных лабораторий в изучение познания времени детьми дошкольного возраста. Конкретизированы понятия «восприятие времени», «познание времени», «временные эталоны». Представлены результаты сравнительного исследования познания времени старшими дошкольниками в норме и с задержкой психического развития. Показано, что дошкольники используют временные представления и понятия, но эти представления носят несистемный характер, что соответствует описанному в литературе феномену «спутанности временных представлений». У их сверстников с задержкой психического развития временные представления отличаются бедностью и качественным своеобразием: неполнотой, фрагментарностью и неадекватностью.

 

 

 

MelehinA.I.
Representation Of Time Preschool Children In Normal And Mental Retardation

120

pdf  

Кульчицкая Р.Ю., Воробьёва Е.В.
Психологические характеристики отцовства

121-131

pdf  

 

Вопросы о сущности и структуре отцовства, ведущих факторах, влияющих на формирование готовности к отцовству, являются малоизученными и актуальными. С психологической точки зрения отцовство можно рассматривать как систему отношений к родительству в целом, к родительской роли, к себе как к отцу и к будущему ребёнку. В данной статье описывается поисковое корреляционное исследование на выборке мужчин (N = 30). В выборку вошли мужчины-отцы разного возраста, со стажем отцовства от 2 до 30 лет, имеющие различный социальный статус (женат – разведён) и уровень образования. В исследовании были использованы следующие проективные методики: методика “Кто я?” (М. Кун и Т. Маклартленд), методика “Сочинение” (на темы “Мой ребёнок”, “Моя жена”, “Я – отец”) и рисуночный тест “Моя семья”. Анализ данных показал, что, во-первых, степень принятия роли отца не связана ни со стажем отцовства, ни с характеристиками эмоциональных отношений к себе как к отцу, к ребёнку и к жене; во-вторых, достаточно тесные связи выявлены между отношением к себе как к отцу, отношением к ребенку и отношением к жене; и, в-третьих, различия в средних величинах показателей отношений у отцов, имеющих детей разного пола, были не значимыми.

 

 

 

Kulchitskaya R.Y., Vorobyeva E.V.
Psychological Characteristics of Paternity

132

pdf  

Главная страница / HomeО журнале
Aims and Scope
Авторам
Instructions for Authors
Редколлегия
Editorial Team
Текущий номер
Current Issue
Архив номеров
Previous Issues
Наши авторы
Contributors
Интервью
Interviews
Монографии
Monographs