Психологический журнал
Психологический журнал
Международного университета природы, общества и человека «Дубна»
Dubna Psychological Journal
ISSN 2076-7099

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРИЕНТИРОВКИ В МИРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРУДА

 

Скачать это интервью в формате PDF (635.17 КБ)

 

8 июля 2009 года

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРИЕНТИРОВКИ В МИРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРУДА

 

Елена Юрьевна Пряжникова - доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии факультета психологии образования МГППУ, заведующая лабораторией 'Психологические основы профессионального консультирования' МГППУ.
E-mail: e-pryazhnikova@yandex.ru

– Здравствуйте, Елена Юрьевна, спасибо за любезное согласие дать интервью для читателей Психологического журнала университета 'Дубна'.

– Здравствуйте.

– В чем заключается специфика психологических условий ориентировки в мире профессионального труда?

– Я, наверное, надолго запомню сцену, которую наблюдала в фойе своего университета. Жаркий июльский день, последний день работы приемной комиссии в МГППУ. Перед многочисленными информационными стендами о специальностях и специализациях нашего ВУЗа, активно передвигаются две фигурки: по-видимому, мама и дочь. Процесс интенсивного чтения и выбора заканчивается весьма неожиданным возгласом девочки: 'Ну ты выбрала, куда я пойду?' Это был не вопрос, а крик на все фойе, и видавшие виды охранники и вахтеры аж подскочили на своих местах, приговорив при этом: 'Как в фильмах ужаса!'. Я также подумала, что весьма непростая ситуация, в которой находятся эти женщины в данную минуту, а самое забавное, что их 'метания' проходили около красивой двери с табличкой 'Подготовительные курсы'. А ведь именно там находятся специалисты, владеющие не только информацией для будущих абитуриентов, но также умеющие и проводящие психологические профконсультации для всех желающих ребят в течении всего учебного года. Так захотелось спросить: 'Дорогие, ну почему Вы решение главного в жизни вопроса откладываете до самого последнего критического момента?'

Чтобы сделать правильный выбор, нужно понять, из чего вообще выбирать, т.е. иметь хотя бы общее представление о 'пространстве' выбора. При этом сам выбор - это всегда отказ от чего-то, а такой отказ часто предполагает не только развитый интеллект, но и волю. Но воля нужна не только для того, чтобы совершить выбор, но и для того, чтобы 'осмелиться увидеть' (или представить себе) весь спектр выбираемых объектов, ведь иногда это может несколько смутить или даже испугать молодого человека, привыкшего к простым выборам…

– Так с чего же стоит начать?

– Для начала следует разобраться, всегда ли мы выбираем именно профессии. Привычная фраза 'я не знаю, какую выбрать профессию' нередко предполагает, что молодой человек вообще не знает, что ему нужно в жизни, т.е. не ответил для себя на более важный вопрос, а для чего он вообще на этом свете, каков смысл его жизни? Вопрос этот слишком сложный, чтобы дать на него однозначный ответ, но здесь важна сама постановка вопроса о смысле. Например, известный философ Н. Бердяев писал, что еще 'на пороге юности и отрочества' был потрясен однажды мыслью: 'Пусть я не знаю смысл жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу свою жизнь этому исканию смысла'. И хотя рассуждал так будущий философ, но почему бы и современному молодому человеку хотя бы не поставить перед собой эту проблему.

Размышления над проблемой смысла жизни помогут разобраться и с образом своей жизни, т.е. с тем, как бы вы хотели жить. Естественно, многие ответят: 'Хотим жить хорошо, комфортно и весело!'. Но данный вопрос не так очевиден, ведь не секрет, что многие выдающиеся люди либо всю свою жизнь прожили достаточно скромно, либо в первые, часто наиболее плодотворные периоды своей жизни заметно уступали в комфорте и богатстве людям гораздо более невежественным и примитивным… Вероятно, счастье и жизненные смыслы состоят не только в богатстве и комфорте (Хотя кто же не хочет обеспеченной и комфортабельной жизни?!)...

Нередко, профессия (или какое-то важное жизненное занятие) имеют смысл лишь для того, чтобы реализовать какую-то свою идею или мечту. Причем, мечты эти могут быть самыми разными, например: а) заработать побольше денег и купить вещи, о которых давно мечтал; б) заработать побольше денег, чтобы помогать своим родным и близким в решении разнообразных жизненных проблем; в) сделать что-то удивительное, чтобы все вами восхищались; г) постоянно нести людям радость и добро, чтобы люди восхищались вашей добротой и порядочностью; д) заработать побольше денег, чтобы все завидовали вам и говорили, какой вы умный (или хитрый, или сильный, или 'крутой'...) и т.п.

Понятно, что в зависимости от главной жизненной идеи во многом определяется и выбор конкретной профессии. Например, для того чтобы зарабатывать побольше денег, лучше выбирать такие работы, которые на данный момент высоко оплачиваются и, наоборот, отказываться от профессий, где скорее всего, даровые деньги с небес не падают. В этой связи возникает вопрос, а что вообще считать профессией? Например, инвалид или пенсионер - это профессии? Традиционно выделяют следующие основные признаки профессии: 1) это ограниченный вид труда (профессии возникли в истории человечества, когда труд стал усложняться и разделяться по различным сферам); 2) это общественно-полезный труд; 3) труд, требующий специальной подготовки в соответствии с потребностями производства; 4) это труд, выполняемый за материальное или моральное вознаграждение (этим профессии отличаются от 'занятий для души'); 5) это труд, дающий человеку определенный статус в обществе (даже на визитных карточках пишут, чем данный человек занимается).

Важное добавление к признакам профессии сделал отечественный психолог С.М. Богословский: 'Профессия - есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию…, а главное признается за профессию личным самосознанием данного лица'. Получается, что даже если человек успешно трудится в рамках данной профессии, но сам для себя не считает ее за профессию, то в психологическом плане - это уже не профессия, хотя в плане бюрократическом - это профессия и никаких проблем вроде бы нет. Чем и интересна психология!

Таким образом, сами профессии - это часто лишь средства для достижения чего-то более важного (построения привлекательного образа жизни, реализации какой-то жизненной идеи или мечты и т.п.). Для начала можно было бы разобраться с пространством таких жизненных смыслов. Известный психолог В. Франкл предложил систему координат основных человеческих смыслов, где одна ось - это показатель жизненного успеха (так, как его понимают большинство людей), а другая ось - это показатель того, сумел ли человек вообще осуществиться как полноценная личность, сумел ли он реализовать свои лучшие силы в каком-то благородном деле. К сожалению, нередко бывает так, что при явном внешнем успехе (богатстве, положении в обществе) человек так и не смог самоосуществиться и тогда такой человек, по определению В. Франкла, близок к 'отчаянию'.

К этому можно добавить, что наиболее трагичная ситуация у тех людей, которые действительно наделены определенными талантами. Эти таланты можно было бы реализовать на какие-то значительные дела, но человек растрачивает их на банальные и пошлые деяния. И такие люди могли бы сделать что-то значительное и благородное, но растратили свои возможности на жизненную суету. Иногда сами эти люди (естественно, в более зрелые годы) говорят о себе, что их жизнь не удалась и что они просто 'неудачники'. Неудачник - это человек, который не использует свои имеющиеся возможности в решении важных жизненных вопросов (в отличие от людей, которых называют 'неудачниками' шутя, имея в виду их странное поведение в незначительных житейских ситуациях). А 'неудачники', растранжирившие свои таланты и возможности по-крупному - это уже 'стопроцентные, скорее круглые неудачники' (где сама жизнь представлена в виде некоего круга).

Но сразу разобраться со своими жизненными смыслами очень не просто. Иногда поиск и уточнение таких смыслов занимает всю жизнь. И здесь важна общая направленность таких поисков. Например, это могут быть смыслы преимущественно альтруистические (ориентированные на благо для других людей) или преимущественно эгоистические (где главное - своя выгода, часто в ущерб интересам окружающих).

Это могут быть также смыслы, ориентированные на ценности большинства окружающих (ценности массового сознания) или ценности уникальные, редкие, неповторимые. Как отмечал философ Ф. Ницше, главное в жизни заключается не в том, чтобы 'идти впереди стада (этим путем можно в лучшем случае стать пастухом, т.е. верховной и настоятельной потребностью стада)', а в том, чтобы 'идти самому по себе', чтобы 'быть иным'. При этом, 'идеальный раб', согласно Ф. Ницше, это такой человек, который не способен самостоятельно 'создавать себе цели', а больше идет на поводу у других людей (отсюда и образ кем-то ведомого стада).

Примечательно, что уже более современные авторы, рассматривая успех в карьере, пишут о постоянном соперничестве на пути к карьерному успеху. Например, В. Берг в своей известной книге 'Карьера-суперигра', обращаясь к происхождению слова 'карьера', пишет: 'Латинское 'каррус' означало для древних римлян вовсе не красиво выполненную стружку каре, а боевые колесницы, построенные в определенном порядке… Упряжка - это ваше профессиональное желание стать на ступеньку выше в служебной лестнице… Жизнь в больших концернах и фирмах часто бывает похожа на большое и непрекращающееся никогда ралли'. Чем-то данное высказывание напоминает мысль Ф. Ницше о стаде, где все несутся в определенном направлении к единой цели и где главный приз (успех) достается тому, кто приходит к этой цели первым. Но цель-то определена не самим победителем и в итоге человек живет как бы не своей жизнью, а кем-то другим уже определенной ... О таких людях Эрих Фромм говорил, что они являются 'чьей-то тенью', а не живыми людьми, т.к. хотят быть не самими собой, а точной копией кого-то другого.

Но все ли люди готовы быть в полной степени оригинальными и неповторимыми? В той или иной степени даже выдающиеся люди в каких-то своих проявлениях остаются обыкновенными и похожими на большинство нормальных, окружающих их людей. Их внешняя неоригинальность нередко определяется простой человеческой скромностью, когда они не хотят выпячивать свою истинную (внутреннюю) неординарность. И наоборот, часто люди, внутренне пустые и банальные, стремятся выглядеть вызывающе яркими во внешнем плане, так, чтобы все это видели, как они отличаются от окружающих своей одеждой, манерами и т.п.

Часто лишь определив для себя истинные смыслы своей будущей трудовой жизни, можно серьезно выбирать и конкретные профессии. Кто-то может сказать, что в любой профессии можно проявить и свое творчество (неординарность), и свою порядочность. Естественно, это так. Но в каких-то профессиях это сделать проще, а в каких-то - намного труднее. И здесь возникает очень непростая и даже парадоксальная ситуация. Если человек реализует свое творчество и благородство в заведомо творческих профессиях (врач, учитель, ученый, художник и т.п.), то это вызывает даже меньшее восхищение, чем такое же творчество и благородство в обычных профессиях, часто не предполагающих ни высокого образования, ни духовного поиска (бухгалтер, водитель, чиновник…). Например, чиновник не обязан быть ни добрым, ни благородным (он должен четко выполнять инструкцию), но в какие-то моменты он все-таки проявляет благородство души. И это стоит большего, чем благородство врача или учителя, без которого эти профессии вообще не мыслимы.

Таким образом, речь идет о том, как подобрать профессии, в которых больше возможности для реализации ваших жизненных смыслов и идей? Ниже кратко представлены некоторые известные типологии профессий, построенные по разным основаниям. Еще в восемнадцатом веке выдающийся государственный деятель России В.Н. Татищев классифицировал все науки (виды труда) по критерию 'добра и зла' для человека. и на основании этого выделил: 1) 'нужные' науки (экономика, медицина, право…); 2) 'полезные' науки (риторика, грамматика, математика, землемерие, механика…); 3) щегольские, или увеселяющие' науки (поэзия, танцевание, гарцевание на лошади); 4) 'любительские, или тщетные' (астрология, физиогномика, алхимия…); 5) 'вредительные' науки (колдовство, ворожба…). Естественно, в наши дни оценка вредности или полезности многих профессий была бы несколько иной, но сам критерий, использованный В.Н. Татищевым, очень интересен, хотя и не популярен среди современной молодежи…

В 20-е годы ХХ столетия С.П. Струмилин предложил более психологичную классификацию, в основе которой критерий 'самостоятельности человека в труде' и выделил на основе этого: 1) автоматический рефлекторный труд (например, монотонные операции на конвейере); 2) полуавтоматичесукий труд (машинистка, телеграфист); 3) шаблонно-исполнительский труд (станочник, счетовод); 4) самостоятельный труд (инженер, учитель, журналист…) и 5) свободный творческий труд (ученый, художник, политический деятель…). В наше время возможны несколько необычные ситуации, когда внешне работа выглядит вполне творческой, а на самом деле от работника требуется лишь строго соблюдать инструкцию или… этикет (например, известно первое правило послов в других странах - 'Не иметь собственного мнения').

Сегодня в России одна из наиболее известных типологий профессий разработана Е.А. Климовым, который разделил все профессии по сферам труда, где рассматривается человек, взаимодействующий с тем или иным 'предметом' труда. Выделяются пять таких сфер: 1) человек - природа; 2) человек - техника; 3) человек - человек; 4) человек -знаковые системы, информация); 5) человек - художественный образ. При этом возможны интересные сочетания этих сфер, образующие конкретные профессии, например, на пересечении 'человек - природа' и 'человек - знаковые системы' можно говорить о профессии ученого биолога или эколога, а на пересечении 'человек - природа' и 'человек - человек' - о профессии врача и т.п.

Известный зарубежный психолог Дж. Голланд выделяет типы личности и соответствующие им типы профессиональной среды: 1) реалистический тип (техника, различные 'мужские' профессии); 2) интеллектуальный тип; 3) социальный тип (разнообразные социальные контакты, общение в труде); 4) конвенциональный тип (работа со знаковыми системами, требующими упорядочивания, например работа бухгалтера); 5) предпринимательский тип; 6) артистический тип.

Любопытно, что многие другие типологии часто в той или иной мере повторяются, хотя и имеют отличия. Например, во многом похожие типологии Е.А. Климова и Дж. Голланда отличаются тем, что у западного психолога Дж. Голланда выделяется предпринимательский тип, а в типологии Е.А. Климова, разработанной еще в советский период, подобный тип отсутствует. Таким образом, хорошая типология всегда отражает ту социально-экономическую и духовную реальность, которая сложилась в данном обществе на данном этапе его развития.

– А какая типология отражает реальности нынешней России?

– К сожалению, ситуация в нашей стране еще достаточно не определенная и склонная к изменению. В такой ситуации достаточно сложно выстраивать четкие 'пространства' выбора. Ситуация осложняется и тем обстоятельством, что в России (да и в других странах) реально существуют виды деятельности, вызывающие сильные сомнения этического плана. Например, как быть с преступниками и проститутками, ведь реально они существуют, и пока без них общество видимо не может обойтись? В этой связи известный итальянский психолог А. Менегетти пишет: 'Преступность - тоже одна из опорных точек системы. Попробуйте устранить вора из нашего общества. На его существовании держится огромный бюджет…'. Выделяя разные типы людей, характерные для самых разных эпох и стран, отечественный историк Л.Н. Гумилев среди других типов также выделяет и преступника. Еще в начале двадцатого века психолог С.М. Богословский предложил систему профессиональной классификации, где все профессии увязывались с типичным образом жизни работников, поскольку для него важны были 'живые люди с их занятиями и образом жизни'. Именно поэтому в его классификации также выделяются 'нищие, воры, шарлатаны' и они также 'не могут быть не учтены в классификации', поскольку также являются 'живыми людьми'...

– Как должен относиться к этому самоопределяющийся молодой человек?

– Мы считаем, что само наличие в пространстве выбора разнообразных типов и видов деятельности, во-первых, дает человеку более полную ориентировку, а значит, делает его выборы более осознанными и, во-вторых, является для него своеобразным испытанием (испытанием на личностную 'вшивость'). Если у человека есть соблазн выбрать какой-то недостойный путь зарабатывания денег, но он преодолевает такой соблазн, то в целом его профессиональное самоопределение и соответствующие выборы заслуживают большего уважения. К сожалению, наше непростое время предлагает молодому человеку слишком много таких 'соблазнов'... Но в том-то и прелесть настоящего личностного выбора, что человек в таком выборе может проявить не только свой интеллект и волю, но и нравственную позицию.

В психологическом 'пространстве' профессионального и жизненного самоопределения следует специально выделить и способы выбора профессии. Условно можно выделить следующие такие способы: 1) реально профессию выбирает не сам молодой человек, а его 'помощники' (родители, педагоги, врачи, психологи-консультанты), т.е. профессию выбирают вместо него; 2) профессия выбирается молодым человеком совместно с 'помощниками' и 3) профессию молодой человек выбирает самостоятельно и осознанно. Понятно, что лишь только в последнем случае можно говорить о настоящем само-определении. Но сразу к такому самоопределению подросток может быть и не готов, поэтому требуется сначала наиболее полно использовать все возможности обращения за советом к более опытным людям и специалистам-профконсультантам.

В целом, порядок действий, связанных с выбором профессии следующий:

  1. найти взрослых людей и специалистов, которые помогли бы при решении столь непростой задачи;
  2. познакомиться с существующими классификациями профессий;
  3. по возможности с помощью опросников, тестов (или с помощью иных психологических процедур) самостоятельно или с психологом определить наиболее привлекательные для себя сферы труда;
  4. уточнить для себя наиболее привлекательную дальнюю профессиональную и жизненную цель (нередко эта цель связана с главным смыслом жизни данного человека);
  5. выстроить основные этапы и пути достижения этой цели (например, занятия на подготовительных курсах, поступление в конкретное учебное заведение, прохождение практики в конкретных организациях, где можно действительно чему-то научиться и т.п.);
  6. получить основную информацию о выбираемой профессии и профессиональном учебном заведении (при этом получить не только позитивную, приятную информацию, но и возможные негативные характеристики профессии и учебного заведения);
  7. определение своих реальных возможностей, которые можно было бы использовать при достижении целей, а также пути использования этих возможностей;
  8. определение своих реальных недостатков (или объективных ограничений, связанных с бедностью семьи, отказом помощи со стороны родителей и т.п.), которые могли бы помешать в достижении целей, а также продумать пути преодоления этих недостатков;
  9. выделить систему резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту;
  10. наконец, просто начать что-то реально делать по намеченным выше позициям (главное - сделать первый, самый трудный шаг!).

– Как можно предостеречь самоопределяющегося молодого человека от неправильных действий, связанных с выбором профессии?

– Чтобы предостеречь самоопределяющегося молодого человека от неправильных действий, выделим типичные ошибки при выборе профессии: 1) сумбурный выбор по принципу - 'сердце подсказало' (все-таки лучше все хорошо обдумать, учтя, в том числе и 'подсказки сердца'); 2) ориентация на самые модные профессии, которые через несколько лет выйдут из моды, а рынок труда будет перенасыщен толпами никому не нужных специалистов; 3) выбор профессии и учебного заведения 'за компанию', когда вы поступаете куда-то, слепо следуя за своим авторитетным приятелем (как 'собачка на поводке'); 4) выбор профессии с ориентацией на любимый школьный предмет (нередко ученик любит не столько данный предмет, сколько данного учителя, но в вузе или колледже могут оказаться и менее симпатичные преподаватели); 5) выбор профессии с ориентацией на отдельные привлекательные стороны предстоящего труда и неучет других, быть может, и рутинных характеристик профессиональной деятельности; 6) выбор не столько профессии, сколько учебного заведения, например: 'хочу учиться в вузе, неважно в каком' (но студенческие годы быстро пролетят, а дальше что?...); 7) ориентация на ложно понимаемый 'престиж' (заметим, как и любая 'мода' престижная профессия может через некоторое время стать обыденной, а на смену ей придет новая 'модная' профессия и т.п., поэтому лучше при выборе профессии ориентироваться на что-то более существенное) и т.д.

Представленные выше рассуждения о профессиональном выборе не являются окончательной истиной. Мы лишь попробовали обозначить разнообразные варианты выбора и различные 'пространства' профессионального и жизненного самоопределения. Право окончательного выбора принадлежит самому молодому человеку, в чем и прелесть самоопределения. Кроме того, молодой человек имеет право и на ошибки, а также право самому их исправлять. Плохо, когда за эти ошибки приходится расплачиваться другим людям (родственникам или клиентам такого горе-специалиста, который явно выбрал для себя не ту профессию).

А ту девочку, я в нашем ВУЗе не встречала, значит, выбор пал на другую профессию, другой ВУЗ. Может оно и к лучшему, а может быть мы потеряли хорошего специалиста и не дали ему возможность реализовать свои способности?

– Спасибо за интересное и содержательное интервью, с которым следует познакомиться молодым людям, стоящим перед столь важным выбором!

 

 

Интервью взял Кузнецов Алексей Сергеевич