'ПСИХОЛОГ В ЛЕСУ'
Инна Александровна Корепанова - кандидат психологических наук, доцент кафедры 'Возрастная психология' факультета психологии образования МГППУ, лауреат премии 'Гранты Москвы', руководитель проекта 'Летний палаточный интеграционный лагерь 'Турград'. E-mail: iakorepanova@gmail.com |
– Здравствуйте, Инна Александровна, спасибо за любезное согласие дать интервью для читателей Психологического журнала университета 'Дубна'.
– Здравствуйте.
– На первой студенческой психологической школе в Дубне Ваш доклад назывался 'Психолог в лесу'. Интригующе звучит... расскажите, пожалуйста, о своей научной деятельности. Она как-то связана с экологией?
– Формально тема, которую мы образно назвали 'психолог в лесу' не является моей 'официальной' научной темой. Кандидатская диссертация посвящена проблеме становления предметного продуктивного действия и условиям создания зоны ближайшего развития этого действия. Была предложена пространственно-временная схема зоны ближайшего развития предметного продуктивного действия. Сейчас мои научные интересы продолжают касаться вопросов развития предметных действий, роли различных видов речи в этом процессе (речи, несущей регулирующую, планирующую и др. функции; внешней и внутренней речи), культурных детерминант в развитии опосредствованной памяти (о проекте репликации методики А.Н. Леонтьева, проводимой в Дубне была статья Б.Г.Мещерякова в первом номере журнала - http://psyanima.su/journal-2008-1/. Мы в МГППУ на основе его исследования продолжаем собирать и осмыслять материал).
В МГППУ (Московский городской психолого-педагогический университет) я являюсь доцентом кафедры возрастной психологии, веду семинарские занятия по курсу возрастной психологии вслед за лекциями Л.Ф. Обуховой, сама читаю лекции по этому курсу у студентов вечернего отделения. Очень люблю свой авторский курс 'Введение в профессию', который веду уже 10 лет в начале каждого учебного года для студентов-первокурсников.
Пишу статьи, сейчас увлеклась историей культурно-исторической психологии, особенно ее первыми, выготскианскими шагами. С большим энтузиазмом 'раскапывала' и готовила к публикации студенческую работу Л.И. Божович, Л.С. Славиной про подражание, 'переломную' между Москвой и Харьковом работу Л.И. Божович про речь и практическую деятельность, ставшую библиографической редкостью статью Л.С. Сахарова о методике двойной стимуляции.
Но это, как говорится, работа. Интересная, в ней я реализую себя как профессионал. А есть еще жизнь, ... она действительно связана с лесом. Уже десять лет мы с друзьями, коллегами, студентами работаем в волонтерском проекте 'Турград'. Проект возник из желания проводить кусочек лета с друзьями и с теми, с кем я работала в качестве школьного психолога (сейчас эти мальчишки и девчонки выросли, закончили специальную коррекционную школу 8-го вида, получили профессии, успешно работают, женились и вышли замуж, воспитывают детей), а еще с теми, кого учу быть психологами. Сначала нас было всего 28 человек, из них - четыре студентки, не испугавшиеся предложения 10 дней лета посвятить лесу, подросткам с особенностями в развитии (их было десять, а еще десять достаточно 'благополучных' ребят, но имеющих проблемы в семьях, сниженное зрение, хронические заболевания и др.) и идее интеграции. Сейчас нас уже 118 (именно столько нас было в последнем летнем лагере). И студентов стало больше, и детей-подростков, появились родители, бабушки, братья и сестры, друзья и знакомые. И мы не только встречаемся летом в лагере. Мы ездим в разные города (география пока такая - Кострома, Одесса, Казань, Ярославль-Ростов), ходим в дальние походы (трижды ходили в весенний поход по горной части Краснодарского края), участвуем в проекте 'Возродим наш лес' и сажаем свой маленький лес недалеко от города Талдом, ходим в музеи и на выставки, еженедельно встречаемся на наших клубных встречах.
– В чем суть проекта?
– Называется он интеграционный проект 'Турград'. Как явствует из названия, лагерь туристический, то есть проходит в лесу, участники живут в палатках, готовят еду на костре и полностью обеспечивают сами быт. В лагере участвуют дети и подростки, имеющие трудности в поведении, общении, проблемы с соматическим и психическим здоровьем. Общая идея лагеря (как и всего проекта) - создание пространства интеграции через совместную деятельность.
Основания совместной деятельности - пространство интересов, пространство встреч личностей. Пространство Турграда основывается на выстраивании взаимодействия, совместной деятельности на всех уровнях интеграции:
- участник с ограниченными возможностями здоровья (детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, умственная отсталость, снижения слуха и зрения, хронические заболевания) - здоровый участник
- участник-житель мегаполиса - участник-житель малого города
- участник из социально-неблагополучной семьи - участник из социально-благополучной семьи
- подросток - молодой человек - родитель - специалист (психолог, педагог, инструктор по туризму и т.п.).
Последние несколько лет в Турграде присутствуют родители некоторых ребят. Тех, кто еще не готов полностью, в течение 10-14 дней 'окунуться' в мир общения со сверстниками, кто еще не в полной мере овладел навыками самообслуживания. При этом важно, что родители не живут вместе с ребенком, они включены в жизнь отдельной 'родительской группы'. Родительская группа наравне с группами детей и подростков (группа - аналог отряда, в Турграде называется 'округ') имеет свой костер, самостоятельно налаживает быт, ведет такую же жизнь, как и остальные округа. И, безусловно, каждый родитель помогает своему ребенку, прежде всего консультируя тех взрослых, студентов (вожатых-окружных), непосредственно живущих с ребенком, помогает сверстникам наладить контакт со своим ребенком, помогает своему ребенку понять окружающих. То есть родитель выступает посредником между всеми желающими наладить конструктивное общение. Другая важная позиция, роль, функция родителя - стать на время лагеря 'родителем' для всех остальных ребят округа. Мы так и называем родителей - 'мама Оля округа Жиздрики', 'папа Саша округа СОН'. Зачем? К сожалению, многие ребята не имеют опыта положительных, конструктивных отношений с родителями. И такая 'модельная' ситуация позволяет получить опыт. Наши родители понимают и разделяют эту во многом учебно-терапевтическую задачу.
Турград появился, потому что
- психологи, работающие с 'трудными' подростками (подростками с разными формами снижения интеллекта, ранним детским аутизмом, хроническими соматическими заболеваниями, социальными сиротами и т.п.) понимали недостаточность 'классических' форм психологической работы - индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, социально-психологического тренинга, консультативной помощи и т.п.
- было несколько школьных психологов, педагогов и просто хороших людей, относящихся к туризму не только как форме проведения досуга, но и в определенной степени - как к образу жизни
- один из инициаторов проекта был преподавателем в МГППУ и понимал, что подготовка студентов не может ограничиваться лишь академическими формами (лекции, семинары, чтение литературы). Студентам необходима особая психолого-педагогическая и волонтерская деятельность, непосредственное общение с детьми и подростками, выстраивание конструктивного общения
- студенты-психологи не хотели ограничивать себя рамками 'четырех стен' и хотели участвовать в волонтерских проектах, общаться с детьми и подростками (как 'здоровыми', так и 'трудными').
Концептуально 'Турград' - пространство детей и взрослых, объединенных совместной деятельностью (летом - палаточный лагерь, весной, зимой и осенью - туристические походы, экскурсии по ближним и далеким городам, социально-психологические тренинги, прогулки по Москве, посещение концертов и выставок, спектаклей и просто посиделки и неформальное общение).
Для меня Турград - это одна из форм работы психолога. Психолога, выступающего в роли проектировщика. Как известно, первый шаг проектирования - обозначение идеальной формы. Второй - определение реальной. И третий - пректирование путей сближения этих точек. Идеальная форма проживания подростничества описана в работах, например, Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой, Г.А.Цукерман, К.Н.Поливановой, А.С.Арсеньева, Д.И.Фельдштейна. Реальная - предмет анализа не только психологов, но и социологов (см., например, исследования, проводимые под руководством В.С.Собкина).
В чем основные черты и проблемы современного детства? (и здесь не могу не сослаться на статью А.Л. Венгера 'Поколение пустыни', КИП, №4, 2008, http://psyjournals.ru/kip/2008/n4/Venger.shtml, прочитав которую с моими коллегами по проекту, еще раз осознала смысл своей работы) - изменение уклада жизни и потеря связей между детьми и родителями, утеря смысла совместности, отчуждение. Мы не претендуем на универсальный способ решения всех проблем. В нашем проекте мы пробуем воссоздать ситуацию, которая в определенной степени смягчит или снимет обозначенное.
Местом для проведения лагеря 'Турград' изначально был выбран лес. Это неслучайно, потому что в лесу 'открываются' те качества человека, которые в городе остаются незамеченными, люди становятся 'настоящими', и ценен вклад каждого участника независимо от его возможностей. В совместной деятельности, способы достижения результата которой осязаемы и очевидны (если собраны хорошие дрова, принесена вода, то приготовлен вкусный ужин, все собрались вокруг большого костра и можем после трудного ходового дня просушиться, пообщаться, попеть песни), происходит соединение усилий и возможностей всех участников, достигается определенный результат (и 'материальный', и 'идеальный').
– В чем еще психологический смысл проекта?
– Перед тем как ответить на этот вопрос, приведу три краткие зарисовки. Первая про мальчика Мишу (ранний детский аутизм, снижение интеллекта) и его маму Таню (по известным соображениям, имена изменены): рассказ мамы Тани о том, как изменилась жизнь ее сына (мальчик с ранним детским аутизмом) и ее - их семьи после первого Туграда:
Раньше Мишка просил меня, чтобы я ему пела перед сном. Но быстро останавливал меня, говорил, что песни скучные. А тех, чтобы ему нравились, назвать не мог. Теперь каждый вечер мы вместе поем песни, те, что он в Турграде у костра запел (кстати, впервые в жизни, громко, в голос!!!). И Мишка следит за тем, чтобы я слова не перепутала, радуется, когда получается песню до конца допеть...
А еще теперь у нас много общих воспоминаний - смотрим на фотографии и рассказываем друг другу, кто что делает, вспоминаем смешные эпизоды и хохочем, иногда грустим... И Мишка, и я... мы же разные, и в Турграде жизнь наша была хоть и общей, но все же у каждого было свое пространство... а ощущения - общие... И ДЕЛО общее у нас появилось.
Вторая зарисовка. 16-летний юноша со средней степенью умственной отсталости. Ваня в проекте уже четыре года и за это время освоил многие туристические премудрости - умеет и дрова искать, пилить, и за водой сходить может. Во время одного нашего туристического выхода оказалось в группе много ребят 8-10 лет, новичков-неумех (некоторые из них - учатся в гимназических классах, много читают) и почти не было студентов, тех, кто может помочь, научить, поддержать. Вечереет, нужны дрова, пора костер разводить... Ваня критически посмотрел на 'малышню', вздохнул и подозвал одного паренька, потом другого, третьего и стал терпеливо объяснять - что и как пилить... В итоге пилили все, за право пилить с Ваней почти дрались, дров было столько, что мы могли делиться с соседями. Ванька как Том Сойер создал уникальную мотивацию к действию. Он научил ребят, которые интеллектуально были более развиты, чем он, тому, что умел и мог сам.
Для нас это очень важно - учить друг друга тому, что умеешь. Учить тому, что имеет действительную практическую ценность. Инвалидность, нарушения развития - не препятствие к тому, чтобы быть умелым.
Третья зарисовка. Поход по горам Краснодарского края. Впереди идет 15-летний Сережа (с ранним детским аутизмом). В его руках - карта местности и компас, часы. Для него неструктурированное пространство похода - достаточно тяжелая вещь. Карта, компас и часы - хороший инструмент для того, чтобы постоянно знать - где ты, куда идти дальше, когда вышли, сколько идем. И все ребята-участники похода быстро сориентировались и задавали вопросы о том, когда мы вышли, сколько идем, куда идем и т. п. Именно Сереже. Потому что Сережа всегда отвечал точно. Способ справиться со страхами и неструктурированностью 'переродился' в важный инструмент налаживания общения с окружающими.
В проекте ребята имеют возможность быть в разных позициях - участник и организатор, ученик и учитель, создатель чего-то нового и исполнитель. Многопозиционность и пространство деятельности... деятельности индивидуальной, деятельности совместной. И, пожалуй, в этом месте хочется сказать, что в проекте мы реализуем идеи Л.С. Выготского о среде как источнике психического развития, о психологических путях преодоления вторичных (социальных) дефектов при нарушениях психического и физического развития, о зоне ближайшего развития. Совместная, интересная, имеющая смысл деятельность и необходимый для поддержания жизни, понятный всем участникам процесса результат - два основных 'кирпича' Турграда.
– Почему в проекте одна из центральных фигур – студент?
– Конечно же, все знают про ненасыщаемую потребность подростка в общении со сверстниками. Студенты - представители, с одной стороны, мира взрослых. А с другой - все же очень близки подросткам (разница в возрасте иногда всего год-два, как со старшими братьями-сестрами) Совместная деятельность и общение подростков с теми, кто немного старше, но уже совершил несколько жизненных выборов, прежде всего профессиональных, являются особенно значимыми, т.к. для подростков молодые люди и девушки - образцы для подражания и олицетворяют их обозримое будущие. Подростки, общаясь со студентами, перенимают их стиль общения, интересы, увлечения, и самое главное, ценностные ориентации, что является важным условием интеграционного процесса.
– В завершении, что бы Вы хотели сказать нашим читателям?
– Нашему проекту уже десять лет, но мы развиваемся и всегда ждем в гости! Кому интересно, могут связаться со мной по электронной почте! Встретимся на лесных дорожках! :)
– Спасибо за интервью! Желаю дальнейшего развития и процветания Вашему проекту!