Психологический журнал
Психологический журнал
Международного университета природы, общества и человека «Дубна»
Dubna Psychological Journal
ISSN 2076-7099

Журнал за 2013 г, №4

2013, №4

 

Содержание номера / Table of Contents

Статьи / Articles

Стр./Pp.

Скачать / Download

Венгер А.Л., Гребенюкова А.С.
Коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний у младших школьников

1-11

pdf  

 

На выборке из 32 младших школьников проверялась эффективность психокоррекционной методики «Уничтожение страха». В констатирующей и контрольной сериях использовался рисуночный тест «Дом, дерево, человек». Интерпретация проводилась независимым экспертом. Результаты показали, что занятие по методике «Уничтожение страха» способствовало не только преодолению страхов, на что непосредственно направлена методика, но и снижению тревожности, редукции депрессивных тенденций. Выраженность неблагоприятных эмоциональных проявлений снизилась более чем у 2/3 испытуемых. Эффект оставался стойким в течение месяца.

 

 

 

Venger A.L., Grebeniukova A.S.
Correction of adverse emotional States in younger schoolchildren

12

pdf  

Гончаров О.А., Романов С.Г.
Категориальные эффекты различения цветов. Часть 2. Функциональная асимметрия и нарушения речевого развития

13-36

pdf  

 

Вторая часть статьи посвящена изучению особенностей категориального восприятия цвета при различных профилях межполушарной асимметрии и речевых расстройствах у детей. Описаны общие результаты трех масштабных исследований (всего около 700 испытуемых). Как и в исследованиях первой части статьи, наблюдался выраженный категориальный эффект – межкатегориальное различение производится быстрее, чем внутрикатегориальное. Возрастная динамика меж- и внутрикатегориального различения цветов подвержена существенным изменениям. Особенности межполушарной функциональной организации у левшей приводят к стиранию категориальных цветовых границ – различия в скорости выполнения меж- и внутрикатегориальных задач у них выражены слабее, чем у правшей. Речевые расстройства в детском возрасте оказывают тормозящее влияние на развитие категориального восприятия цвета. Наиболее выраженные различия в категориальном различении цветов при нормальном и задержанном речевом развитии наблюдаются в дошкольном возрасте, но они постепенно уменьшаются к среднему школьному возрасту.

 

 

 

Goncharov O.A., Romanov S.G.
Categorical effects of color discrimination. Part 2. Functional asymmetry and speech development disorders.

37

pdf  

Дубовская И.С., Мещеряков Б.Г.
Феномен детского анимизма в исследованиях Маргарет Мид

38-60

pdf  

 

Статья посвящена первому систематическому исследованию детского анимизма в незападном типе культуры без письменности и школьного образования. В качестве основного источника используется текст: Mead M. An Investigation of the Thought of Primitive Children, with Special Reference to Animism (1932). Во введении М. Мид представляла этот текст как «краткое и предварительное сообщение об исследовании мышления примитивных детей с особым вниманием к проблеме анимизма», предполагая в дальнейшем повторить исследование на детях в других незападных культурах и написать «полный и детальный» отчет об этих исследованиях. Насколько нам известно, эти планы не были выполнены. Наша статья не является буквальным и полным переводом сообщения М. Мид, однако, пересказывая его содержание, мы старались держаться близко к ее тексту. В некотором смысле эту публикацию можно рассматривать как конспект статьи М. Мид с комментариями и дополнительной информацией из разных источников.

 

 

 

Dubovskaya I.S., Meshcheryakov B.G.
Phenomenon of child animism in M. Mead’s investigations

61

pdf  

Назаров А.И., Набатов А.В.
Исследования сенсомоторных серийных действий: status quo

62-75

pdf  

 

Представлен обзор основных методик и результатов экспериментальных исследований сенсомоторных серийных действий. Современные работы рассмотрены по трём направлениям – поведенческое, нейрофизиологическое и моделирующее. В поведенческом направлении выделяются три «господствующие» экспериментальные парадигмы: быстрая печать набора стимулов (обычно – слов); 2×N (последовательности из нескольких парных стимулов); время серийных реакций (SRT); заучивание дискретных стимульных рядов (DSP); заучивание дискретных и непрерывных движений при отслеживании заданных маршрутов. Приведены некоторые нейрофизиологические данные, согласующиеся с данными поведенческих экспериментов. Кратко изложены основные составляющие и свойства одной из последних моделей серийного поведения – N-STREAMS. Отмечается, что результаты отечественных (хотя и немногочисленных) исследований сенсомоторных серийных действий во многом согласуются с данными зарубежных авторов.

 

 

 

Nazarov A.I., Nabatov A.V.
Studies of sensorimotor serial action: status quo

76

pdf  

Шрагина Л.И.
Критерии оценки уровня развития вербального воображения

77-82

pdf  

 

Предложенные критерии для анализа решения имажинативной задачи – создание вербального образа – позволяют выявлять индивидуальные особенности структуры вербального воображения и уровень его развития.

 

 

 

Shragina L.I.
Criteria for assessing of the development level of verbal imagination

83

pdf