Журнал за 2013 г, №4
2013, №4
Содержание номера / Table of Contents
Статьи / Articles |
Стр./Pp. |
Скачать / Download |
||
Венгер А.Л., Гребенюкова А.С. |
1-11 |
|||
|
На выборке из 32 младших школьников проверялась эффективность психокоррекционной методики «Уничтожение страха». В констатирующей и контрольной сериях использовался рисуночный тест «Дом, дерево, человек». Интерпретация проводилась независимым экспертом. Результаты показали, что занятие по методике «Уничтожение страха» способствовало не только преодолению страхов, на что непосредственно направлена методика, но и снижению тревожности, редукции депрессивных тенденций. Выраженность неблагоприятных эмоциональных проявлений снизилась более чем у 2/3 испытуемых. Эффект оставался стойким в течение месяца. |
|
|
|
|
Venger A.L., Grebeniukova A.S. |
12 |
||
Гончаров О.А., Романов С.Г. |
13-36 |
|||
|
Вторая часть статьи посвящена изучению особенностей категориального восприятия цвета при различных профилях межполушарной асимметрии и речевых расстройствах у детей. Описаны общие результаты трех масштабных исследований (всего около 700 испытуемых). Как и в исследованиях первой части статьи, наблюдался выраженный категориальный эффект – межкатегориальное различение производится быстрее, чем внутрикатегориальное. Возрастная динамика меж- и внутрикатегориального различения цветов подвержена существенным изменениям. Особенности межполушарной функциональной организации у левшей приводят к стиранию категориальных цветовых границ – различия в скорости выполнения меж- и внутрикатегориальных задач у них выражены слабее, чем у правшей. Речевые расстройства в детском возрасте оказывают тормозящее влияние на развитие категориального восприятия цвета. Наиболее выраженные различия в категориальном различении цветов при нормальном и задержанном речевом развитии наблюдаются в дошкольном возрасте, но они постепенно уменьшаются к среднему школьному возрасту. |
|
|
|
|
Goncharov O.A., Romanov S.G. |
37 |
||
Дубовская И.С., Мещеряков Б.Г. |
38-60 |
|||
|
Статья посвящена первому систематическому исследованию детского анимизма в незападном типе культуры без письменности и школьного образования. В качестве основного источника используется текст: Mead M. An Investigation of the Thought of Primitive Children, with Special Reference to Animism (1932). Во введении М. Мид представляла этот текст как «краткое и предварительное сообщение об исследовании мышления примитивных детей с особым вниманием к проблеме анимизма», предполагая в дальнейшем повторить исследование на детях в других незападных культурах и написать «полный и детальный» отчет об этих исследованиях. Насколько нам известно, эти планы не были выполнены. Наша статья не является буквальным и полным переводом сообщения М. Мид, однако, пересказывая его содержание, мы старались держаться близко к ее тексту. В некотором смысле эту публикацию можно рассматривать как конспект статьи М. Мид с комментариями и дополнительной информацией из разных источников. |
|
|
|
|
Dubovskaya I.S., Meshcheryakov B.G. |
61 |
||
Назаров А.И., Набатов А.В. |
62-75 |
|||
|
Представлен обзор основных методик и результатов экспериментальных исследований сенсомоторных серийных действий. Современные работы рассмотрены по трём направлениям – поведенческое, нейрофизиологическое и моделирующее. В поведенческом направлении выделяются три «господствующие» экспериментальные парадигмы: быстрая печать набора стимулов (обычно – слов); 2×N (последовательности из нескольких парных стимулов); время серийных реакций (SRT); заучивание дискретных стимульных рядов (DSP); заучивание дискретных и непрерывных движений при отслеживании заданных маршрутов. Приведены некоторые нейрофизиологические данные, согласующиеся с данными поведенческих экспериментов. Кратко изложены основные составляющие и свойства одной из последних моделей серийного поведения – N-STREAMS. Отмечается, что результаты отечественных (хотя и немногочисленных) исследований сенсомоторных серийных действий во многом согласуются с данными зарубежных авторов. |
|
|
|
|
Nazarov A.I., Nabatov A.V. |
76 |
||
Шрагина Л.И. |
77-82 |
|||
|
Предложенные критерии для анализа решения имажинативной задачи – создание вербального образа – позволяют выявлять индивидуальные особенности структуры вербального воображения и уровень его развития. |
|
|
|
|
Shragina L.I. |
83 |