Журнал за 2014 г, №1
2014, №1
Содержание номера / Table of Contents
Статьи / Articles |
Стр./Pp. |
Скачать / Download |
||
Щедрина Т.Г., Пружинин Б.И. |
1-4 |
Article |
||
|
Известные философы Т.Г. Щедрина и Б.И. Пружинин делятся воспоминаниями о встречах с Владимиром Михайловичем Муниповым и своими мыслями о его личности и деятельности. В.М. Мунипов (1931-2012) – доктор психологических наук, профессор по специальности «эргономика», член-корреспондент и действительный член Российской академии образования, заслуженный работник культуры РФ. Стоял у истоков советской эргономики. Преподавал в МГУ, МИРЭА, МГППУ и других вузах. В университете «Дубна» Владимир Михайлович Мунипов стоял у истоков создания «Кафедры психологии», с 2008 г. являлся председателем Государственной аттестационной комиссии кафедры психологии университета «Дубна». В 2012 г. в дар кафедре психологии университета «Дубна» была передана библиотека В.М. Мунипова, а также при кафедре психологии университета «Дубна» в честь Владимира Михайловича Мунипова был создан Психологический центр имени В.М. Мунипова.. |
|
|
|
|
Shchedrina T.G., Pruzhinin B.I. |
5 |
Abstract |
|
Мещеряков Б.Г., Гизатуллин М.М., Назаров А.И. |
6-27 |
Article |
||
|
Предполагается, что отсутствие в предшествующих исследованиях четкого эффекта экспрессии наблюдаемых лиц на величину старт реакции, связано с многофакторным характером эмоционального эффекта лиц. Проведен эксперимент с целью оценки эмоционального эффекта лиц и их частей посредством измерения амплитуды мигательной реакции, вызываемой акустическим старт стимулом, предъявляемым во время наблюдения различных лицевых стимулов. Проанализированы зависимости амплитуды старт реакции от ряда факторов: длительность задержки акустического старт стимула относительно начала экспозиции целевого стимула; экспрессия (радость, нейтральная, страх); тип изображения (целое лицо, части лица – сравнение эффектов целого лица и его частей до этого никто не проводил); пол натурщика и пол испытуемого. Результаты показывают, что модуляционная эффективность глаз оказалась более высокой не только в сравнении со ртом, но и с целым лицом. Хотя главный эффект экспрессии не является значимым, обнаружено значимое тройное взаимодействие «Экспрессия * Пол натурщика * Пол испытуемого» (при задержке 3,5 с). Это означает, что эффект экспрессии лицевых стимулов характеризуется двойной половой специфичностью – эмоциональный эффект данной экспрессии (страх или радость) зависит и от того, мужское это лицо или женское, и от того, кто на него смотрит – мужчина или женщина. Полученные результаты согласуются с представлением о многофакторном эмоциональном эффекте лиц и их частей. Представлены доказательства того, что этот эффект неадекватно отражается в субъективных (эксплицитных) оценках приятности самих лиц и их частей, в силу чего большое теоретическое и практическое значение имеет разработка и использование методов объективной оценки. |
|
|
|
|
Meshcheryakov B.G., Gizatullin M.M., Nazarov A.I. |
28 |
Abstract |
|
Гончаров О.А., Ушакова Н.Е. |
29-45 |
Article |
||
|
В статье предложена концепция двух принципов обработки пространственной информации: топологического и метрического. Показано, что топологический принцип обработки имеет широкое распространение на ранних этапах фило-, онто- и перцептогенеза. Разработана компьютерная методика соотношения топологических и метрических выборов. В нейропсихологическом исследовании выявлено, что соотношение топологического и метрического принципов основывается на взаимодействии височных и теменных отделов преимущественно в правом полушарии мозга, и характер этого взаимодействия претерпевает существенные изменения в онтогенезе. |
|
|
|
|
Goncharov O.A., Ushakova N.E. |
46 |
Abstract |
|
Крамарова С.Н., Стёпкина С.В., Назаров А.И. |
47-57 |
Article |
||
|
В эксперименте с варьированием длительности и высоты музыкального звука измерялась точность субъективной оценки длительности (Т) у трёх групп испытуемых - взрослых (профессиональных музыкантов и немузыкантов) и детей от 7 до 12 лет. Как и ожидалось, средние Т для каждой группы оказались разными. Особое внимание при описании результатов уделено индивидуальным различиям в каждой группе, что представляет интерес в практической работе педагога музыкальной школы. Анализ индивидуальных данных позволил выделить 4 типа зависимости Т от объективной длительности звука. Типология субъективных оценок оказалась одинаковой для разных возрастных групп. Полученные данные рассматриваются как стартовые для будущих исследований восприятия длительности звуков, образующих мелодическую последовательность. |
|
|
|
|
Kramarova S.N., Stiopkina S.V., Nazarov A.I. |
58 |
Abstract |
|
Мещеряков Б.Г., Аверкиева А.А., Захарова Е.А. |
59-74 |
Article |
||
|
Сравнивалось качество почерка между работающими специалистами (учителя и медицинские работники) и студентами двух направлений (гуманитарного и естественнонаучного). Образцы почерка «для себя» и «для других» были получены у 111 участников. Качество почерка оценивали три «эксперта». Проводилось также сопоставление «экспертных» оценок качества почерка с самооценками. Межгрупповые сравнения качества почерка осуществлялись с учетом пола участников. Полученные данные позволили распределить участников по трем существенно различающимся уровням качества: 1) высокое качество – учителя (женщины); 2) среднее качество – студенты-гуманитарии (мужчины и женщины) и студенты-естественники (женщины); 3) низкое качество – медики (мужчины и женщины) и студенты-естественники (мужчины). В общем, почерк всех студентов оказался хуже, чем у учителей, а почерк студенток – более разборчивым, чем у медицинских работников женского пола. Однако не было существенных различий в качестве почерка между студентами мужского пола естественнонаучного направления и врачами. Хотя самооценки почерка значимо коррелировали с экспертными оценками (около 0,6), последние обладают более высокой дискриминационной способностью, чем самооценки при распределении участников по уровням качества. |
|
|
|
|
Meshcheryakov B.G., Averkieva A.A., Zakharova J.A. |
75 |
Abstract |
|
Алексеева Н.И. |
76-82 |
Article |
||
|
В статье рассматриваются арт-терапевтические методы знакомства и общения с картиной как средство формирования творческого мышления. Для реализации исследования формирования творческого мышления средствами арт-терапии была создана авторская программа тренинга по развитию творческого мышления «Великие художники и полотна». |
|
|
|
|
Alekseeva N.I. |
83 |
Abstract |