Психологический журнал
Психологический журнал
Международного университета природы, общества и человека «Дубна»
Dubna Psychological Journal
ISSN 2076-7099

Журнал за 2014 г, №2

2014, №2

 

Содержание номера / Table of Contents

Статьи / Articles

Стр./Pp.

Скачать / Download

Мещеряков Б.Г., Аллик Ю., Алямкина Е.А.
Опросник национального характера: влияние размера выборки на результаты

1-9

Article
pdf

 

Описывается русскоязычная версия опросника национального характера, который является краткой формой популярного личностного опросника NEO-PI-R (Costa, McCrae, 1992). Приводятся данные о сходстве личностных профилей, полученных в двух разных, но формально эквивалентных подвыборках (объемом около 50 человек). Использовались три способа оценки сходства личностных профилей: коэффициент корреляция Пирсона, коэффициент интраклассовой корреляции с двойным вводом и t-тест для сравнения значимости различий между средними значениями субшкальных значений двух профилей. На основе полученных результатов делается вывод, что увеличение выборки с 40-60 до 100 человек не приводит практически ни к каким статистически значимым изменениям усредненных личностных профилей.

 

 

 

Meshcheryakov B.G., Allik J., Alyamkina E.A.
National Character Survey: effect of sample size on results

10

Abstract
pdf

Терещенко Т.В., Гончаров О.А.
Гипотеза лингвистической относительности: теоретический анализ и эмпирические данные

11-24

Article
pdf

 

Статья содержит теоретический анализ проблемы лингвистической относительности и эмпирические данные как классических, так и современных исследований, посвященных ее проверке в области цветовосприятия, классификации предметов, символизма в языке, сравнения величин. Описано не публиковавшееся ранее авторское исследование категориального цветоразличения.

 

 

 

Tereshchenko T.V., Goncharov O.A.
Hypothesis of linguistic relativity: theoretic analysis and empiric data

25

Abstract
pdf

Багдасарова Е.А., Назаров А.И.
Влияют ли ошибки в тексте на процесс смыслообразования при чтении?

26-42

Article
pdf

 

Изучался процесс смыслообразования при чтении текстов с ошибками с использованием методики пословного предъявления стимульного материала. Сравнивались динамические профили чтения текстов у студентов – лингвистов и нелингвистов. Полученные данные свидетельствуют о том, что наличие ошибок в тексте оказывает влияние на динамику смыслообразования; превосходство лингвистов в обнаружении ошибок наблюдается при чтении английских текстов; нет четкой связи между скоростью чтения текста и частотой обнаружения ошибок; испытуемые не могут четко локализовать местонахождение ошибок. В обсуждении отмечается, что эти факты нельзя объяснить перераспределением ресурсов внимания.

 

 

 

Bagdasarova E.A., Nazarov A.I.
Do errors in the text on the process of meaning formation when reading?

43

Abstract
pdf

Мелёхин А.И.
Психологические модели успешного старения (обзор зарубежных исследований)

44-61

Article
pdf

 

В статье представлен обзор зарубежных психологических моделей успешного старения. Приведено сравнение мультифакторных моделей (J.W. Rowe и R.L. Kahn,E.A. Phelan и G.Y. Iwamasa и M. Iwasaki). Раскрыто содержание физического, психологического, социального, когнитивного, духовного и материального компонентов успешного старения. Представлены психологические модели успешного старения учитывающие эмоциональные и личностные факторы (J.F. Nussbaum, P. Baltes и M. Baltes, E. Kahanа и B. Kahana, L.L. Bryant). Описана биопсихосоциальная модель (M. Kanning и W. Schlicht), выделяющая основным критерием успешного старения – субъективное благополучие.

 

 

 

Melekhin A.I.
Psychological models of successful aging (a review of foreign studies)

62

Abstract
pdf

Андрианова Н.Е., Зотов М.В.
Перцептивные механизмы прогнозирования действий персонажей при восприятии видеоизображений социальных сцен

63-76

Article
pdf

 

Исследование посвящено способности индивида распознавать намерения и прогнозировать действия персонажей визуально воспринимаемых социальных сцен. Данные предыдущих работ свидетельствуют, что прогнозирование действий других людей основывается на понимании смыслового контекста ситуации и предполагает определение целей или объектов, на которые направлены предвосхищаемые действия. Настоящее исследование, проведенное с использованием оригинальной модификации детекции изменений, показало, что в случае распознания наблюдателем намерений персонажа происходит углубленный анализ визуальных характеристик объектов, воспринимаемых в качестве целей прогнозируемых действий. В результате формируются устойчивые репрезентации объектов прогнозируемых действий, обеспечивающие их быстрый поиск и выявление происходящих в них измерений. Формирование и поддержание в зрительной памяти репрезентаций объектов предвосхищаемых действий является одним из механизмов, обеспечивающих эффективность анализа действий людей при восприятии социальных сцен. Результаты исследования также свидетельствуют, что разработанная экспериментальная процедура может успешно использоваться для объективной оценки быстрых визуальных предсказаний, генерируемых индивидом при восприятии сложных динамических событий.

 

 

 

N.E. Andrianova, M.V. Zotov
Perceptual factors of prediction of human actions in social scene perception

77

Abstract
pdf

Ковалевская Е.В.
Стратегии поведения в стрессовой ситуации у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

78-88

Article
pdf

 

В статье приведены результаты эмпирического исследования стратегий поведения в стрессовой ситуации у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрены две группы таких детей: проживающих в «Детской деревне SOS» и Детском доме. Среди выявляемых поведенческих стратегий представлены такие, как внешнеобвинительная (экстрапунитивная), самообвинительная (интропунитивная), стратегия избегания, отрицания (импунитивная), фиксация на препятствии, фиксация на самозащите и фиксация на решении проблемы. Сообщаются результаты экспертного опроса, в результате которого стало возможным выделить четыре группы детей по типичным поведенческим реакциям в ситуации стресса: адаптированные дети, умеренно дезадаптированные и выраженно дезадаптированные дети, а также нонконформисты. По всем поведенческим реакциям выявлены возрастные и гендерные различия детей.

 

 

 

Kovalevskaya E.V.
Behavior strategies in stressful situations among children-orphans and children left without parental care

89

Abstract
pdf